Top.Mail.Ru

Почему уходят программисты

Раньше почти каждый штатный раз­ра­бот­чик компаний, раз­ра­баты­ва­ющих продукты для собс­твен­ных нужд, большую часть времени посвящал пос­то­рон­ним делам, кто не играл в игры, брал в па­рал­лель­ную работу еще два-три проекта на фрилансе.

Получая не очень высокую ЗП на основной работе, активно под­ра­баты­вал.

В свете роста по­пуляр­ности ИТ-сферы и зарплат в ней даже это стало не­выгод­но.

Раз­ра­бот­чи­ки по­тяну­лись в крупные и не очень ИТ-компании, где можно было вык­ла­дывать­ся по полной и получать со­от­ветс­тву­ющее мо­раль­ное и ма­тери­аль­ное воз­награж­де­ние.

С внед­ре­ни­ем новых систем уп­равле­ния про­ек­та­ми, систем мо­тива­ции стимул и воз­можность па­рал­лель­ной работы исчезли пол­ностью. Так крупные бизнесы, не за­вязан­ные на ИТ, потеряли свои отделы раз­ра­бот­ки, а мелкие — ква­лифи­циро­ван­ных частных ис­полни­телей.

Это общая тен­денция. Разберем причины, по которым прог­раммис­ты уходят или теряются из не­боль­ших проектов.

    1. Пере­оцен­ка своих сил.

Идя на поводу у за­каз­чи­ка и сог­ла­ша­ясь либо на его бюджет, либо на собс­твен­ную низкую оценку, раз­ра­бот­чик ставит себя в ситуацию, когда по факту пред­по­лага­емый объем работ на проекте выше в разы. Прак­ти­чес­ки никогда низ­коква­лифи­циро­ван­ные ис­полни­тели не учи­тыва­ют время на раз­во­рачи­вание проектов, тестовых серверов, передачу на­рабо­ток, работу с ре­пози­тори­ем, тес­ти­рова­ние проекта, ис­сле­дова­ние кода, поиск решения и т. п. Задачи в этом случае оце­нива­ют­ся в лоб. Что описано, то и сделаю.

Часто этим грешат и за­каз­чи­ки.

Вот реальный отчет о про­делан­ной работе над нес­ложной задачей, которая, по оценке за­каз­чи­ка, могла занять нес­коль­ко минут. Задача состояла в до­бав­ле­нии нового формата данных:

•  поиск места в коде для внесения из­ме­нений — 20 м.;

•  до­бав­ле­ние формата — 1 м.;

•  тест на ло­каль­ной копии — 20 м.;

•  сох­ра­нение правок в гит — 5 м.;

•  об­новле­ние боевого — 5 м.

    2. Нашел новый, более ин­те­рес­ный или при­быль­ный проект. (Скорее — при­быль­ный)

Раз­ра­бот­чик про­дол­жи­тель­ное время работает с проектом, заказчик доволен, и ему кажется, что раз­ра­бот­чик тоже. Однако прошло время, и сто­имость услуг выросла. Раз получив отказ в по­выше­нии воз­награж­де­ния, вряд ли кто-то будет просить второй раз — проще найти второй проект, начать за­нимать­ся им па­рал­лель­но и в оп­ре­делен­ный момент перейти на него пол­ностью.

    3. Был фри­лан­се­ром, набрался опыта и ус­тро­ил­ся на пос­то­ян­ную работу. Поначалу считал, что сможет потянуть и текущий проект, но ока­залось — нет ни времени, ни смысла.

Это реальные причины. Старый заказчик кроме них может услышать — заболел/умер хомяк, свинка, крыса, кошка, ка­нарей­ка, бабушка. Потекла труба, крыша, прок­ладка и т. п. Моби­лизо­вали, ко­мис­со­вали, по­хоро­нили, ам­пу­тиро­вали или просто уехал в другую страну. И чаще всего раз­ра­бот­чики просто пе­рес­та­ют отвечать на со­об­ще­ния и теряются.

С при­чина­ми теперь стало понятнее. Мы по­радо­вались за раз­ра­бот­чиков, но что же делать с проектом бедному за­каз­чи­ку?

Первый, наиболее оче­вид­ный вариант: найти нового фри­лан­се­ра.

С чем при этом га­ран­ти­рован­но стол­кнет­ся заказчик:

      1. Пере­берет кучу слу­чай­но­го народа, среди которого будут по­падать­ся и мо­шен­ни­ки. Заведет новые, не всегда приятные ми­молет­ные зна­комс­тва.

   2. Попы­та­ет­ся работать с нес­коль­ки­ми не очень обя­затель­ны­ми ребятами, которые либо пропадут, либо будут делать о-о-очень долго.

      3. Найдет себе ТОГО, единс­твен­но­го, с кем можно сра­ботать­ся. УРА!

Вроде бы задача решена, сот­рудни­чес­тво начато. Но…

Через нес­коль­ко месяцев пов­то­рит­ся та же ситуация, вроде бы и раз­ра­бот­чик хороший, и все было супер, но он снова пропал. Воз­вра­ща­ем­ся к началу статьи и выбираем удобное для себя объ­яс­не­ние.)

Второй вариант, надежный: об­ра­тить­ся в про­фес­си­ональ­ную компанию, основной бизнес которой — как раз развитие и под­держа­ние ИТ-проектов.